Может ли успешная сегодня компания стать банкротом завтра? Смешной вопрос. Таких историй немало. Открывая утром страничку бизнес-новостей, уже ничему не удивляешься: организации, которые еще недавно, как небожители, располагалась на вершине делового Олимпа, оказываются в один момент не у дел. Зачастую – из-за несоответствия продукта клиентским ожиданиям, критическим неполадкам в производственном процессе, мошенничества, серьезного подрыва репутации.
Грустно или жизненно?
Говорят, рано или поздно обанкротятся все. Мы не пессимисты, а реалисты. Удержаться на плаву могут те, кто способен меняться, занимать новые для себя бизнес-ниши, максимально автоматизироваться.
Одним словом, компании, которые не боятся трансформации, особенно цифровой.
Но даже мировые гиганты не питают излишних иллюзий на свой счет: так, глава Amazon уже сегодня готовит своих сотрудников к… будущему банкротству. Не подумайте чего, пока что у крупнейшего в мире по обороту среди продающих товары и услуги через Интернет сервиса все в порядке: он открывает новые штаб-квартиры в Арлингтоне и Нью-Йорке, но при этом осуществляет непрерывный бизнес-мониторинг «историй неуспеха» коллег по цеху. А именно – крупных розничных торговых сетей, которых банкротство уже настигло.
Джефф Безос, глава Амазон и лидер рейтинга миллиардеров Bloomberg, считает, что средний возраст существования крупной компании – порядка 30 лет. Далее ее ждут либо серьезные метаморфозы, либо… ничего. Лишь единицы могут продержаться дольше – 50, 60, 100 лет. И делают это исключительно за счет колоссальных изменений, а также вовлеченности персонала. Когда люди не противятся, а ощущают себя причастными к диджитализации, ее успех становится данностью. Это работает и в другую сторону: чем больше компания боится перемен, тем уязвимее становится.
Станьте немного киборгом
А куда меняться, в какую сторону? Привлеките к решению этого вопроса и созданию долгосрочной стратегии коллег – специалистов по развитию бизнеса, аудиторов, аналитиков – или внешних консультантов-интеграторов.
За вдохновением далеко ходить не нужно: у всех на слуху примеры успешных предприятий-«киборгов», которые являются одновременно и ИТ-компаниями, и, скажем, розничными торговцами, или производственными объединениями, или банками.
Действующие лидеры в сфере автопрома заявляют, что вовсю ведут разработку цифровых сервисов, за которым в начале 2020-х годов нас ждет переход к бизнес-модели «Автомобиль как сервис» (Car as a Service). Еще 5-10 лет – и появится «Мобильность как сервис», подразумевающая перемещение на разном транспорте и в том числе за пределы страны. Ждем! Должно быть, это будет очень удобно.
Еще один более конкретный пример – российская сеть «Додо Пицца». Вы наверняка слышали о ней или лично посещали хотя бы одну из 80 пиццерий, которые сегодня можно встретить в шести странах мира. Впрочем, пицца – это только внешняя часть истории. Основной продукт— франшиза с ядром в виде информационной системы Dodo IS. Это собственная разработка, реализованная как сайт, с которым партнеры-франчайзи могут работать как с SaaS-сервисом. ИТ-система, бизнес-технологии и бренд продаются партнерам в виде «три в одном», при этом облачная ИС показывает ключевые бизнес-метрики в режиме 24\7, что обеспечивает прозрачность и способствует большей производительности бизнеса.
Цифровая трансформация будет успешной, если:
- ее активно поддерживают «сверху», а рядовые сотрудники мотивированы и осознают важность перемен;
- запланирован тестовый период, «пробный шар», некое демо, которое позволит оценить, действительно ли компании нужна именно эта конкретная трансформация именно этого процесса;
- руководство трансформирует бизнес, исходя из реальных задач, а не по каким-либо иным личным соображениям;
- у компании есть партнеры по трансформации, которым она доверяет и которые также могут частично нести ответственность за ее реализацию.
Меняйтесь, получайте новую прибыль, рассказывайте свои истории успеха. Одним словом, перерождайте бизнес!